Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Общие статьи об INDY [6] INDY IN DEPTH [18]
Учебник созданный авторами INDY
Видеоуроки INDY [3] Основы Delphi [9]
Работа с файлами [6]
Главная » Статьи » Delphi » Основы Delphi

Графика
Работа с графикой в Delphi это не только линии и рисунки, но также и и печать текстовых документов. Поэтому в Delphi работе с графикой нужно уделить немного времени. Работа с графикой в Delphi предполагает обращение к канве - свойству Canvas компонентов. Canvas Delphi это холст, который позволяет программисту иметь доступ к каждой своей точке (пикселу), и словно художнику отображать то, что требуется. Конечно, рисовать попиксельно для работы с графикой в Delphi не приходится, система Delphi предоставляет для мощные средства работы с графикой, облегчающие задачу программиста.

   В работе с графикой в Delphi в распоряжении программиста находятся канва (холст, полотно - свойство Canvas Delphi компонентов), карандаш (свойство Pen), кисть (свойство Brush) того компонента или объекта, на котором предполагается рисовать. У карандаша Pen и кисти Brush можно менять цвет (свойство Color) и стиль (свойство Style). Доступ к шрифтам предоставляет свойство канвы Font. Эти инструменты позволяют отображать как текст, так и достаточно сложные графики математического и инженерного содержания, а также рисунки. Кроме этого, работа с графикой позволяет использовать в Delphi такие ресурсы Windows как графические и видеофайлы.

   Конечно, не все компоненты в Delphi имеют эти свойства. На вкладке Additional расположен специализированный компонент TImage, специально предназначенный для рисования, но также свойство Canvas имеют, например, такие компоненты как ListBox, ComboBox, StringGrid, а также и сама Форма, которая размещает наши компоненты! Кроме того, для печати документов Delphi обращается к свойству Canvas такого объекта как принтер.

   Основное свойство такого объекта как Canvas Delphi - Pixels[i, j] типа TColor, то есть это двумерный массив точек (пикселов), задаваемых своим цветом. Рисование на канве происходит в момент присвоения какой-либо точке канвы заданного цвета. Каждому пикселу может быть присвоен любой доступный для Windows цвет. Например, выполнение оператора

   Image1.Canvas.Pixels[100, 100]:=clRed;

приведёт к рисованию красной точки с координатами [100, 100]. Узнать цвет пиксела можно обратным присвоением:

   Color:=Image1.Canvas.Pixels[100, 100];

   Тип TColor определён как длинное целое (LongInt). Его четыре байта содержат информацию о долях синего (B), зелёного (G), и красного (R) цветов. В 16-ричной системе это выглядит так: $00BBGGRR. Доля каждого цвета может меняться от 0 до 255. Поэтому чтобы отобразить максимально красную точку, ей нужно присвоить цвет $000000FF.
   Для стандартных цветов в Delphi определён набор текстовых констант. Увидеть его можно, открыв в Инспекторе Объектов свойство Color, например, той же Формы.

   Следующая таблица содержит некоторые свойства и методы канвы:

Процедура TextOut(X, Y: Integer; const Text: WideString);
Производит вывод строки Text начиная с (X, Y) - левого верхнего пиксела текста.
Свойство TextWidth(var Text: String): Integer;
Содержит длину строки Text в пикселах.
Свойство TextHeight(var Text: String): Integer;
Содержит высоту строки Text в пикселах.
Процедура MoveTo(X, Y: Integer);
Производит перемещение позиции к пикселу с адресом (X, Y).
Процедура LineTo(X, Y: Integer);
Производит рисование прямой линии из точки текущей позиции к пикселу с адресом (X, Y). Адрес (X, Y) становится точкой текущей позиции.
Процедура FillRect(const Rect: TRect);
Заполняет прямоугольник Rect на холсте, используя текущую кисть. Может использоваться, в том числе, для стирания части изображения на холсте.

   Напишем, используя только эти методы канвы, приложение для изображения на канве компонента Image текста, который вводится в компонент Memo:



   Расположите на форме компоненты Memo, Image (находится на странице Additional), Edit, UpDown (находится на странице Win32). Свойство Associate компонента UpDown приравняйте в выпадающем списке нашему компоненту Edit. Этим компонентом мы будем изменять размер шрифта. Поскольку и Memo и Image находятся у нас на одном устройстве вывода - на нашем экране, размер пиксела у них одинаков, и поэтому размеры изображения будут равны. 



   Первое, что мы сделаем, это инициализацию переменных при старте программы. Необходимо определить размеры области рисования (создадим для этого глобальную переменную Rect типа TRect) и сделать цвет фона Image белым:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Rect.Left:=0;
Rect.Top:=0;
Rect.Right:=Image1.Width;
Rect.Bottom:=Image1.Height;
Image1.Canvas.Brush.Color:=clWhite;
end;

   Затем нарисуем рамку по сторонам Image:

procedure TForm1.page;
begin
with Image1.Canvas do
  begin
    MoveTo(0, 0);
    LineTo(Image1.Width-1, 0);
    LineTo(Image1.Width-1, Image1.Height-1);
    LineTo(0, Image1.Height-1);
    LineTo(0, 0);
  end;
end;

   Попробуем, что получилось. Всё работает, но рамка пока не выводится. Поэтому добавим процедуру page в в процедуру FormCreate. Теперь красиво. Далее напишем простую процедуру стирания, очищения Image. Её нужно будет вызывать перед любым обновлением изображения, иначе предыдущее и последующее изображения будут перекрываться.

procedure TForm1.clearing;
begin
Image1.Canvas.FillRect(Rect); //Прямоугольник Rect заполняется белым цветом, изображение стирается.
end;

   Теперь пришла очередь непосредственно процедуры вывода текста. Начнём выводить текст от точки (3, 3) - верхнего левого угла листа, с небольшим отступом в 3 пиксела. Каждую последующую строку будем смещать на высоту строки:

procedure TForm1.prn;
var i: Integer;
begin
with Image1.Canvas do
  for i:=1 to Memo1.Lines.Count do
    TextOut(3, 3+(i-1)*TextHeight('A'), Memo1.Lines[i-1]);
end;

   Теперь всё готово для вывода текста. Делать это будем по событию OnChange:

procedure TForm1.Memo1Change(Sender: TObject);
begin
  clearing;
  prn;
  page;
end;

   Ну и напоследок процедура изменения размера шрифта:

procedure TForm1.Edit1Change(Sender: TObject);
begin
  Memo1.Font.Size:=UpDown1.Position;
  Image1.Canvas.Font.Size:=UpDown1.Position;
  Memo1Change(Sender);
end;

   Можно модифицировать эту программу для вывода текста на печать. Для работы с принтером нужно подключить модуль Printers:

unit Unit1;

Interface

uses
  Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
  Dialogs, StdCtrls, Printers;

   При работе с принтером как с полотном для начала печати вызывается метод BeginDoc, затем производится вывод документа, завершается печать вызовом метода EndDoc:

Printer.BeginDoc;
with Printer.Canvas do
  begin
... Печать документа ...
  end;
Printer.EndDoc;

   Ширина и высота полотна принтера доступны через свойства Printer.PageWidth и Printer.PageHeight. Закончить печать на одной странице и начать печатать на другой можно с помощью метода Printer.NewPage.
Категория: Основы Delphi | Добавил: nazgull (24.12.2012)
Просмотров: 3146 | Теги: direct 3d, делфи, Графика, пример, open gl, код, Delphi, Direct X, OpenGL | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ссылки